Обучение самостоятельному поведению

детей с РДА в семье

Гринглаз Марина Игоревна, Ларина Ирина Владимировна, Кириченко Полина Владимировна, Мешайкина Виолетта Леонидовна

      Превращение ряда отдельных привычных действий ребенка в систему возможно лишь при помощи совместного планирования его дня, ближайших и более отдаленных жизненных событий и постоянного проговаривания. воспоминания прошедшего. Тот эмоциональный поток комментариев, которыми взрослый сопровождает повторяющуюся активность ребенка, его однообразные переживания, позволяет включить эти комментарии в общий контекст жизни ребенка и всей семьи в целом. Чем более организован ребенок, чем больше набор его привычных способов взаимодействия с окружением, чем сильнее взаимно сцеплены эти способы с общим эмоциональным смыслом происходящего, тем легче он может воспринять изменение детали внутри отдельного стереотипа, тем выносливее он во взаимодействии с людьми и средой.

 

Экспериментальная методика коррекции поведения детей-аутистов в дошкольном возрасте

 

      Аутичный ребенок – это ребенок, с особыми потребностями в обучении, научить такого ребенка навыкам самообслуживания  очень кропотливая и длительная  работа.  Многие годы специалисты  и ученые разных стран разрабатывали различные методики по обучению таких детей. Многие из них нашли применение и в нашей стране. В начале 90-х годов при сотрудничестве Принстонского Института Развития Ребенка (основан в 1970г) и Обществом  помощи аутичным детям «Добро» была разработана еще одна совершенно новая и не имеющая аналогов в нашей стране методика, которая позволяет обучать более взрослых аутистов самостоятельности. Благодаря предложению директора Центра лечебной педагогики в Пскове Андрея Царева и участию психолога Общества помощи аутичным детям «Добро» Светлане Морозовой, книгу с этой методикой перевели на русский язык. Эта методика основана на многолетних исследованиях и на практической работе в школах, дома и на рабочих местах. Результаты исследований проводились более десяти лет в Принстонском институте. Не смотря на то, что аутичные дети и подростки научились многим навыкам, им тяжело обходиться без словесной инструкции, без указательного жеста или без образца который в той или иной мере подсказывал что нужно делать.  Когда таких подсказок  нет, дети проявляют стереотипии – перебирают пальцами, трясут руками, смеются без причины, издают нечленораздельные звуки; некоторые дети просто ждут. Эта методика позволяет выполнять различные действия самостоятельно.

     Расписание для аутистов - это серия картинок или надписей, которые направляют к выполнению определенной последовательности действий. Расписание может иметь различные формы, но изначально оно чаще всего выглядит так; альбом (или папка с фай-лами) с картинками или надписями на каждой странице. Каждый из этих стимулов направляет ребенка выполнять задания, участвовать в том или ином виде деятельности или получать награду. В зависимости от особенностей каждого ребенка эти расписания могут быть либо очень подробными — разбивающи-ми каждое задание на небольшие конкретные шаги, либо обозначать вид деятельности полностью - когда фотография или надпись побуждают ребенка выполнить всё задание. С помощью дозированного направления (этот способ обучения будет обсуж-даться ниже) детей обучают брать альбом с расписанием, от-крывать первую страницу, выполнять задание и затем перехо-дить к следующей странице, обозначающей новое задание.

     Цель использования расписания — научить аутичных детей выпол-нять задания и действия без прямых инструкций со стороны родителей и учителей и без их контроля. 

      Аутичным детям не хватает социального взаимодействия, которое от нас требует повседневная жизнь, именно поэтому следует как можно быстрее начинать заниматься этой проблемой. При использовании метода «отдельных попыток» РОДИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ ЗАДАЕТ РЕБЕНКУ ВОПРОС, ПОТОМ ЖДУТ, КОГДА РЕБЕНОК  ОТВЕТИТ.  Ребенок соответственно, учится реагировать, затем ждать дальнейших инструкций. Получается, что у многих детей формируется зависимость от вербальных подсказок взрослого, то есть, вместо того, чтобы выступать инициатором социального взаимодействия, они ждут, пока его не начнут другие.

      Освоение расписаний является еще одной предпосылкой для обучения навыкам социального взаимодействия и дает множество поводов самим детям начать разговор, а не просто ждать инструкций или вопросов взрослых.

      Многие из нас пользуются расписаниями, наши расписания имеют вид ежедневников, органайзеров, календарей. Письменные расписания или расписания в виде фотографий для детей,  подростков и взрослых с аутизмом  выполняют ту же функцию. Эти расписания напоминают им, что нужно делать, чтобы они, как и мы, не зависели от  подсказок других или от напоминаний.

       Чтобы научиться следовать расписанию, ребенок должен уметь соотносить предметы с изображением на картинках и фотографиях. Овладевая этим навыком, ребенок уже знает, что изображение плюшевого мишки на фотографии соответствует игрушечному мишке. Но прежде, чем осваивать навык «картинка-предмет», ребенок должен научиться соотносить одинаковые предметы. Чтобы определить умеет ли Ваш ребенок соотносить одинаковые  предметы, сядьте за стол с ребенком и положите на поверхность стола пять различных игрушек. Пять точно таких же расположите вне поля зрения ребенка, положите один из предметов на стол прямо перед ребенком и скажите: «Покажи». Когда он покажет, скажите: «Найди». Если в течение             5 секунд он возьмет, даст или коснется правильного предмета, засчитайте это как правильное выполнение задания. Если же ребенок не реагирует, или реакция последует позже, чем через 5 секунд засчитайте это как неправильное выполнение задания. Если этот навык у ребенка не развит, вы можете помочь ему, используя направление руки ребенка своей и поощрение.

       Дети осваивают расписания быстрее, если в них включе-ны уже знакомые или освоенные задания. Лучше сделать пер-вое расписание кратким — планируйте начать с пяти-шести заданий.

       Первое расписание дошкольника может включать, например, такие задания: собрать паззл в рамке; вложить формы одну в другую; попросить, чтобы его взяли на руки; собрать "коробку форм"; получить любимое лакомство. Расписание шести или се-милетнего ребенка может включать как игровые, так и учебные задания, например: обвести буквы на листе; расположить по порядку цифры или буквы на магнитной доске; попросить поще-котать; собрать игрушку из конструктора и получить угощение. Первое расписание десятилетнего ребенка может включать некоторые типичные домашние обязанности, на-пример: повесить куртку на вешалку; воспользоваться туалетом; вымыть руки; выложить предметы из сумки для школьного завтрака (поставить термос на полку в кухне, положить грязный контей-нер из-под бутербродов в раковину, убрать пакет со льдом в холодильник); подойти к родителям и сказать, что он все убрал; получить угощение. Важно подбирать за-дания, соответствующие возрасту ребенка, чтобы он научился самостоятельно выполнять действия, что позволит ему стать са-мостоятельным и компетентным.

       Не менее важно подбирать такие задания, которые имеют четкое окончание, чтобы ребенок знал, когда выполнение задания закончено. Так, например, паззл собран, когда все его элементы вставлены в нужные ячейки; игра в колышки закончена, когда все они вставлены в отверстия доски (можно постепенно усложнить задания, увеличивая, например, число колышков).

       Задание на листе бумаги будет выполнено, когда все фигуры на странице обведены или раскрашены. Вы также можете регули-ровать продолжительность и сложность письменных заданий.

       Выбирая задания, можно посмотреть, что есть в продаже в детских магазинах или каталогах, подобрать или сделать что-то подходящее для Вашей семьи. Пособия должны соответствовать возможностям и интересам Вашего ребенка. Например, используя доску или папку "липучки", вы можете сделать задание на соотнесение. Ребенок должен сложить из букв слово "мама" под фотографией мамы, накладывая буквы на такие же - "М" на "М", "А" - на "А". Можно сделать задание на соотнесение цифр и количества: научить ребенка класть цифру «2» под картинкой с изображением двух собак, 5 — под картинкой с изображением пяти динозавров и так далее.

       Первое расписание должно завершаться любимым угоще-нием или игрой, которую ребенок особенно любит. Лучше всего сохранить эти особенные поощрения только для тех случаев, когда ребенок делает расписание; они не должны быть доступ-ны в другое время.

       После того, как Вы определились с заданиями, которые будут включены в первое расписание, посмотрите, насколько легко будет Вашему ребенку брать и класть на место материалы. В качестве контейнеров лучше использовать пластиковые корзины и картонные коробки, которые ребенок не будет ро-нять. При использовании таких упаковок мелкие детали зада-ний не теряются; ребенок учится убирать предметы на место.

         Не надо быть профессиональным фотографом для того, что-бы сделать снимки для первого расписания, но несколько простых правил являются достаточно важными. На фотографиях должны быть только предметы, связанные с заданием и не дол-жно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание ребенка. Материалы следует фотографировать на однотонном фоне, и они должны занимать почти всю фотографию. Лучше не использо-вать нечеткие и засвеченные снимки.

         Если Вы — неопытный фотограф, лучше снимать на улице в ясный день. В качестве фона можно взять однотонный кусок ковра, лист фанеры, доску, кусок пенопласта или просто фотографировать предметы на столе, на асфальте или на другой не отсвечивающей поверхности. Лучше снимать в тени, чтобы сни-мок был ровным, и на нем не было посторонних теней.

       Поместите предметы, связанные с заданием, на ту поверх-ность, которую Вы выбрали для фона, по возможности, положив их так, как ребенок будет их видеть, используя, например, паззл из пяти деталей можно сфотографировать с четырьмя собранными кусочками и одним, лежащим отдельно. Если формы для вкладывания Вы будете располагать в корзине, можно так и сфотографировать их — прямо в корзине, или рядом с ней. Если в качестве угощения для Вашего малыша Вы выбрали арахис в шоколаде, снимите его прямо на одноразовой тарелке, на которой они будут лежать во время выполнения расписания.

       Если Ваш ребенок постарше и может сам взять себе лакомство, сфотографируйте те предметы, которые Вы хотите, чтобы он взял — стакан сока, печенье и тарелку, на которую он должен положить печенье.

       Профессиональные фотографы обычно снимают "рамками", то есть сначала они делают снимки с наилучшей, по их мне-нию, выдержкой, а потом делают еще два снимка с выдержкой чуть больше и чуть меньше, слегка меняя настройку объектива камеры. Вы также можете сделать несколько снимков для од-нного задания, немного меняя параметры съемки, чтобы потом выбрать лучший.

       Прежде, чем составлять новое расписание, посмотрите негативы из своих «архивов». Можно использовать компоненты предыдущих рас-писаний при создании новых расписаний (для каникул, поездок, походов в гости и т.п.). Например, изображение машинки из лего, которую Ваш ребенок научился самостоятельно собирать, вы можете использовать для расписания при поездке к бабушке.

       Подобрав нужные для расписания предметы, вы должны подготовить их. Начните с самой папки с расписанием. В зависимости от возраста, роста и моторных навыков ребенка, можно взять папку побольше или поменьше, или даже вос-пользоваться небольшим фотоальбомом. Лучше брать папки с тремя большими кольцами, потому что, когда такая папка от-крыта, ее листы лежат ровна и плоско, ребенок не потеряет текущую страницу.

       Вставьте пять шесть листов плотной бумаги в пластиковые файлы, затем вставьте их в папку. Все листы должны быть од-ного цвета, чтобы разнообразие цветов или другие факторы не отвлекали внимания ребенка от изображений. Каждую картин-ку также лучше поместить в пластиковый футляр  для долговечности.

       В завершение наклейте кусочек «липучки» на обратную сторону картинки и соответствующий кусочек — в центр листа. С помощью "липучки" закрепите картинки на страницах папки. Таким образом, Вы сможете менять картинки и порядок их рас-положения по мере освоения ребенком расписания, не меняя саму папку. О том, какое значение имеет изменение порядка элемен-тов расписания, мы будем говорить в следующих главах.

       Выбирайте разнообразные занятия. Интерес ребенка будет угасать, если ему надо будет собрать три паззла подряд, или вы-полнить четыре задания на рисование по точкам. Если ребенок должен выполнить два письменных задания, разделите их чем---нибудь другим — складыванием полотенец или конструировани-ем. Помните, что поощрение в виде лакомства или любимого занятия должно находиться на последней странице расписания.

       Какие награды сейчас нравятся Вашему ребенку? Получает ли он любимые лакомства в качестве награды за свои успехи?

Или он больше привык к наклейкам, звездочкам или другим жетонам?

       Если Ваш ребенок еще не научился ценить жетоны, их можно вводить уже в самое первое расписание. Однако прогресс будет более быстрым, если ребенок освоит предлагаемую систему поощрений при помощи жетонов до того, как начнется обучение следованию расписанию.

         В качестве поощрительных жетонов лучше использовать монеты. Тому есть несколько причин. Такая система поощрений учит ребенка ценить деньги, ее можно в дальнейшем использовать для обучения распознаванию и подсчету количества денег. Полученные деньги могут использоваться ребенком для его карманных расходов в качестве награды за хорошее поведение (возможно, Вы применяете такой же способ с другими своими детьми). Конечно, если ребенок все еще тянет предметы в рот, лучше выбрать более крупные "жето-ны" - кубики, кусочки паззлов и т.п.

        Научить ребенка пользоваться системой жетонов можно достаточно быстро — за несколько занятий. Вы-берите какое-либо привычное для ребен-ка задание, за выпол-нение которого Вы сможете предоставить ему поощрение.  Например, вы учите ребенка узнавать на фотографиях членов семьи, животных, предметы, буквы. Предположим, что вслед за правильным ответом Вы даете ребенку музыкальную игрушку, чипсы или печенье. Проводите занятие как обычно, но, когда ребенок правильно выполнит за-дание, дайте ему монетку и быстро скажите: «Дай мне монету, а я тебе — печенье» и помогите ребенку совершить этот обмен, направляя его руку своей. Затем, как можно скорее, дайте ему еще два задания, но теперь меняйте сразу две монеты на кусочек печенья. Так постепенно увеличивайте количество монет, которые обмениваются на печенье или игрушку.

        При постоянной связи между желаемой наградой (печеньем) и новым предметом (монеты) Ваш ребенок постепенно научится ценить монеты. Увеличивая число монет, необходимых для об-мена на награду, Вы сможете избежать ситуации, когда ребенку надоедает поощрение, и он перестает выполнять задание.

        Для того, чтобы подготовить систему жетонов, купите небольшую доску-планшет и подберите необходимое количество монет. На каждую монетку приклейте кусочек "липучки", а другую часть застежки прикрепите к доске. Количество монет должно быть не меньше того, которое, как Вы предполагаете, ребенок должен «заработать» во время занятия до обмена на награду. Поместив еще одну полоску «липучки» на край папки, Вы сможете расположить еще не полученные монеты.

        Многие родители хотят научить своих детей убирать за со-бой и класть свои вещи на место. В отношении детей с аутизмом это желание столь же обосновано, как и в отношении дру-гих членов семьи. Однако дети не смогут сами убирать за собой, если они не будут знать, где должны лежать их игрушки, одеж-да, еда или материалы для занятий. Первое расписание — эта возможность учить ребенка тому, что каждая вещь должна быть убрана на свое место. Чтобы ребенок освоил этот важный навык, сначала надо должным образом спланировать окружаю-щую обстановку.

        Прежде, чем начинать работу с расписанием, определите, где будут проходить занятия (в классе, спальне или в гостиной) и удобно расположите нужные материалы (по порядку слева направо) на полке шкафа, на столе или стеллаже. Материалы должны быть легко доступны для ребенка, и места на полке должно быть достаточно, чтобы корзины с заданиями было лег-ко поставить обратно. Если у Вас в шкафу мало места, возмож-но, стоит купить еще одну полку или шкаф. При работе с расписаниями по бытовым навыкам или по навыкам приготовления пищи Вам следует определить место на кухне — кухонный шкаф, стол, полка холодильника где всегда будут чашки, сок, печенье, салфетки.

 Обучение самостоятельности поведения детей с синдромом аутизма с помощью расписания

           В отличие от методик, описанных выше, при обучении следо-вать расписаниям используется способ постепенного уменьше-ния помощи (а именно, физического контроля). Сначала мы полностью направляем ребенка своими руками, чтобы предотв-ратить ошибки; потом постепенно уменьшаем контроль по мере того, как он учится выполнять задание без ошибок. Постепенное уменьшение помощи мы называем дозированным направлением. Затем мы переходим к изменению локализации физического контакта, затем к «теневому» следованию за ребенком (бесконтактному сопровождению) и к увеличению расстояния; об этих этапах помощи мы будем говорить в этой главе. Такая последовательность обучения развивает самостоятельность и помогает детям с аутизмом выполнять задания без непосред-ственного контроля со стороны взрослого.

         Прежде, чем начать занятие, подготовьте все материалы. Положите расписание на дальний левый край стола, а необхо-димые предметы на стол или на полку рядом (расположите их слева направо — так, как они будут использоваться). Если ребе-нок будет выполнять задания на своем столе, поставьте его ря-дом с полкой. Если он будет сидеть на полу, сделайте так, что -  бы на полу рядом с полкой было достаточно свободного места. Расположите материалы так, чтобы расписание всегда находилось в поле зрения ребенка.

          Если в качестве поощрений Вы используете лакомства (например, кусочки сыра, яблока, печенья, виноград или кукурузные хлопья), положите их в контейнер, их которого Вам будет легко достать эти угощения. Не давайте ребенку большие кусочки угощения (конфеты, жевательный мармелад, леденцы), которые он не сможет быстро съесть. Иначе есть опасность, что ребенок будет доедать полученное лакомство в то время, когда он делает ошибку. Если Ваш ребенок научился использовать систему жето-нов, положите доску с жетонами рядом на поверхность стола.

      Желательно, чтобы во время занятий Вы не отвлекались на то, чтобы открывать дверь, отвечать на телефонные звонки, бе-седовать с близкими или коллегами. Не беспокойтесь относи-тельно других звуков: ничего страшного, если другие дети игра-ют, работает телевизор или кто-то заходит в комнату. Дети должны научиться заниматься своим делом, даже если их что-то отвлекает.

      Если Вы готовы начать обучение, дайте ребенку начальную инструкцию, например: «Поиграй», «Найди, чем заняться» и т.п. Выберите подходящую фразу, которая будет адекватной в будущем, когда ребенок освоит расписание. Можно взять инст-рукцию, с которой Вы обычно обращаетесь к другим детям, на-пример: «Иди поиграй» или: «Займись чем-нибудь».

      Дайте начальную инструкцию только один раз. После этого не говорите ничего до тех пор, пока ребенок не будет выполнять задание, в котором предусмотрено Ваше общение, или пока он не выполнит все расписание. Помните, что Вы хотите научить его быть независимым от инструкции взрослых.

      Дав начальную инструкцию, встаньте позади ребенка и на-правьте его к расписанию. Обычно ребенка берут сзади за плечи или за руки и подводят к расписанию. Положив свои руки по-верх его, помогите ему открыть расписание и показать на пер-вую картинку. Затем подведите его к нужному заданию, помогите взять это задание и положить его на пол или на стол.

      Затем помогите ему выполнить задание, обозначенное в расписании. Если ребенок уже умеет это делать (например, со-бирать паззл применяйте только ту степень помощи, которая необходима, чтобы не допустить ошибки.) Когда задание выпол-нено, помогите ребенку положить его в коробку и вернуть на место. Затем снова подведите его к расписанию, помогите пере-вернуть страницу, показать на следующую фотографию, взять задание, принести его на рабочее место и выполнить.

       Подобным образом продолжайте обучать дальнейшему вы-полнению расписания. Направляя ребенка руками, помогайте ему открыть расписание или перевернуть страницу, показать на изображение, взять нужные материалы, вернуться с ними на рабочее место, выполнить задание, затем — убрать на место, вер-нуться к расписанию и перевернуть страницу.

         Родители и педагоги часто говорят, что самое трудное во время обучения расписаниям — сохранять молчание. Напоминайте себе о том, что Ваши словесные инструкции могут свя-заться в сознании ребенка с выполняемыми заданиями, мешая ему в будущем стать самостоятельным.

         Когда Вы только начинаете работу с расписанием, чаще поощряйте ребенка. Если в качестве награды Вы используете угощение, давайте его из-за спины ребенка. Если он хорошо выполняет задание, возьмите угощение из-за спины и положите в рот ребенку. Старайтесь так предъявлять поощрение, чтобы оно немедленно следовало за награждаемым действием. Делай-те это как можно чаще, однако не поощряйте, если он делает задание слишком медленно, ошибается, сопротивляется физи-ческой помощи, раздражается или погружается в стереотипии.

         Детям, освоившим систему поощрительных жетонов, не требуется немедленное пищевое поощрение. Если Вы использу-ете жетоны, давайте ребенку монеты или наклейки как можно чаще и предъявляйте их так, чтобы ребенок видел их. При работе с расписанием доска для жетонов должна быть в поле зрения ребенка, чтобы он видел, как Вы кладете туда жетоны. Когда он выполняет расписание, берет или относит задания, доска для жетонов должна быть рядом: чтобы ребенок мог лег-ко отслеживать получение жетонов. Если он выполняет зада-ния на полу или на столе, переместите туда доску, но помните о том, что жетоны всегда должны подаваться из-за спины, а не спереди, и вручаются только, если ребенок хорошо выполняет задание. Обучая новых специалистов, мы заметили, что бывает полезно напомнить им о том, что именно то поведение, которое сопровождается вручением поощрения, будет все чаще повторяться. Если мы награждаем его, когда он показывает на картинку, он будет стремиться чаще показывать на картинку. Если же мы награждаем его, когда он ничего не делает, количество таких пауз будет увеличиваться. Не поощряйте то поведение Вашего ребенка, которое Вы не хотите закрепить.

        При работе со многими детьми, осваивающими новое рас-писание, используется система жетонов. Количество жетонов, которые необходимо заработать, чтобы обменять на любимое угощение или занятие не превышает четырех-пяти. Для этих детей надо чередовать поощрение жетонами с поощрением при помощи непосредственных наград. Например, Вы можете дать ребенку кусочек печенья в то время, как он показывает на кар-тинку, берет материалы, выполняет изображенное задание. Когда же он убирает пособия на место, предъявляйте жетон. Вручение жетона за последнее задание повышает ценность жетонов. По-мните о том, что жетоны следует обменивать на более значи-тельную награду (это могут быть: особенная игрушка, лаком-ство, щекотание; все эти поощрения должны сопровождаться словесной похвалой и эмоциональным одобрением).

        Мы уже упоминали один запрет: не говорите с ребенком во время выполнения расписания, если этого не требует задание на социальное взаимодействие. Поскольку Вы выбрали задания, которые ребенок должен научиться выполнять самостоятельно, помогите ему в этом, убрав словесные инструкции, чтобы он не впадал от них в зависимость.

       Еще один запрет: не жестикулируйте. В конце обучения ребенок полностью овладеет расписанием и будет сам выбирать, располагать по порядку и выполнять задания. Но если Ваши жесты станут подсказками к определенным действиям, то ребенок не достигнет такого уровня самостоятельности. Если он ос-танавливается в нерешительности, помогите ему, направляя его сзади, но никогда сами не показывайте на задание или страни-цу расписания.

        Когда мы обучаем педагогов, мы часто говорим им: «Не стойте на пути ребенка». Необходимо следить, чтобы Вы не на-ходились между ребенком и расписанием или заданиями. При-готовленная одежда и ее фотографии в расписании должны по-будить ребенка одеваться; компьютер на столе и его изображение в расписании — печатать на компьютере; задание по приготовлению пищи и фотография рук под краном должны направить ребенка к тому, чтобы он пошел мыть руки. Если между ребен-ком и материалами расписания будете находиться Вы, или если он все время будет видеть Ваши руки перед собой, он будет мед-леннее учиться выполнять задания самостоятельно.

        С другой стороны, Вы можете значительно ускорить процесс обретения самостоятельности Вашим ребенком. Если он погру-жается в стереотипии или деструктивное поведение, быстро на-правьте его на выполнение расписания. Если ребенок медлит, при этом не показывает на картинку, не берет задание или не выполняет его, помогите ему, направляя сзади, чтобы опередить ошибку или неверное действие. Если ребенок начинает плакать, сопротивляться или пытается закончить выполнение задания, направьте его к тому, чтобы он продолжал работу.

         Как отмечалась выше, обучение следовать расписанию на-чинается с полного физического контроля — Ваши руки всегда находятся поверх рук ребенка, направляя его действия. Однако через несколько занятий Вы заметите, что он все меньше зависит от Вашего контроля. Вы почувствуете, как ребенок сам пы-тается перевернуть страницу расписания, поворачивается к пол-ке, тянет руку к конструктору или начинает собирать его детали в коробку — без Вашей помощи. Постарайтесь в этот момент держать свои руки поверх его, не направляя движений. Его реакция подскажет Вам, насколько необходим Ваш контроль. Например, если он сам собирает паззл, не направляйте его действия своими руками. Но для предотвращения ошибок снова используйте физический контроль. Если он начинает тянуться не к тому заданию, которое изображено на фотографии, направьте его своими руками к той игрушке, которую он должен взять.

        Если он пытается положить бусы в рот, остановите это поведение, направив его к нанизыванию бус.

       Обычно дети осваивают одни задания быстрее, другие  ̶  медленнее. Некоторым требуется постоянный контроль, чтобы научиться переворачивать страницы, других надо все время исправлять для того, чтобы поставить предметы на полку, у третьих уходит много времени на обучение пользоваться магнитофоном. При внимательном наблюдении за движениями ребенка, Вы скоро поймете, какие из них надо направлять, а какие уже не требуют Вашего контроля. Если во время работы с рас-писанием Вы лишь слегка прикрываете руки ребенка своими, но не направляете его, это означает, что пора переходить к из-менению локализации физического контроля.

        Изменение локализации физического контроля означает, что обучающий меняет расположение своих рук во время физичес-кой помощи, уменьшая степень последней. Если ребенок уже хорошо показывает фотографии в расписании, педагог может больше не держать свои руки поверх рук ребенка, можно лишь слегка придерживать ребенка за запястья. Если ребенок и в этом случае выполняет все правильно, можно дер-жать его за предплечья, потом за локти. Если ребенок не совер-шает ошибок, можно, наконец, лишь слегка придерживать его за плечи.

      Освоение этого способа обучения требует внимательного наблюдения за действиями ребенка. При работе с первым рас-писанием, Вы, несомненно, скоро заметите, для каких заданий требуется полный контроль, а в каких можно начать постепен-ное изменение локализации контроля. Если Вы начнете уби-рать свои руки слишком поздно, это замедлит прогресс в освое-нии навыка. Если же Вы сделаете слишком рано, это может привести к ошибкам, которые также затруднят обучение, ребенок сам "подскажет" Вам, когда можно начинать уменьшение помощи.

        Если ребенок правильно выполняет расписание даже в том случае, если Вы только придерживаете его за плечи, можно пе-реходить к «теневому» контролю. «Теневой» контроль означает, что Вы следуете своими руками за всеми действиями ребенка, находясь при этом очень близко, но не касаетесь его и, если при этом он продолжает все делать правильно, Вы постепенно убираете свои руки.

         Когда ребенок выполняет все расписание деятельности с «теневым» контролем, переходите к последнему шагу уменьше-ния помощи — к увеличению дистанции между Вами и ребен-ком. Сначала можно просто отойти на шаг назад, увеличив ди-станцию до 15 сантиметров. В следующий раз, если задание выполняется правильно, отойдите на 30 сантиметров. Как и при уменьшении степени физической помощи, принимать решение о том, насколько увеличивать расстояние и когда это делать, необходимо, основываясь на том, насколько правильно ребенок следует расписанию. Если он продолжает делать все правильно, на следующем занятии увеличьте расстояние до 50-60, затем до 80-90 сантиметров и так далее.

        Все дети совершают ошибки, осваивая расписания. Снача-ла они просто не понимают, что от них требуется. Кроме того, у многих уже присутствуют виды поведения, не совместимые с выполнением расписания: они ждут инструкций и заданий; бе-рут пищевые поощрения, даже если это и не предусмотрено рас-писанием; листают страницы расписания, вместо того, чтобы выполнять задания; теребят в руках предметы, не используя их по назначению.

         Способ предъявления помощи последовательности "от боль-шей — к меньшей", описанный выше, предназначен именно для того, чтобы предотвращать ошибки всегда, когда это возможно. Однако, даже самый опытный педагог иногда не может этого сделать. В некоторых случаях ребенок передвигается с поразительной скоростью, проявляет совершенно неожиданные виды поведения, избегает физического контроля, проявляет деструктивное поведение или, начиная выполнять задание правильно, в самом конце вдруг совершает ошибку.

         Главная стратегия при работе с ошибками — возврат к пре-дыдущему уровню помощи. Если Вы находитесь на стадии "теневого" контроля, когда возникает ошибка, вернитесь к стадии изменения локализации физического контроля. Если Вы уже на этой стадии - вернитесь к дозированному направлению. А если Вы на стадии дозированного направления, вернитесь к полному контролю. Продолжите работу, используя предыдущую степень помощи, пока ребенок не выполнит задание верно хотя бы один раз, затем снова попробуйте начать уменьшение помощи. Так, например, если ребенок хочет перейти к следующей странице, не убрав задание на место, вернитесь к предыдущей стадии помощи и помогайте ему до тех пор, пока он самостоятельно не поставит на место одну или две корзины. Если ошиб-ка произошла в конце работы с расписанием, на следующем занятии используйте предыдущую степень помощи.

      Если Вы используете дозированное направление, и Ваш сын пытается взять задание прежде, чем перевернуть страницы и посмотреть на фотографию, используйте полный физический контроль для того, чтобы ребенок перевернул следующую страницу и показал на фотографию. Продолжайте полностью контролировать его действия, потом, убедившись, что он несколько раз выполнил данные шаги верно, перейдите к дозированному направлению. Если Вы применяете «теневой» контроль, когда Ваша дочка собирает паззл, и она пытается убрать его, не закончив, вернитесь к стадии изменения локализации физического контроля. Если она снова ошибается, перейдите к дозированному направлению.

        Повторение ошибки показывает, что ребенок еще не освоил задание, или не научился выполнять его самостоятельно без помощи. Если это происходит, можно применить один из нескольких способов. Во-первых, можно заново обучить его всему расписанию, начав снова со стадии полного контроля. Еще один способ — закрыть расписание, вернуть все материалы на место и начать занятие с самого начала. Не следует заставлять ребенка повторять то же самое задание несколько раз; он может усвоить, что это действие должно выполняться неоднократно.

         Можно также пересмотреть Вашу систему поощрений. Возможно, есть другие лакомства, игрушки, которые любит Ваш ребенок. Достаточно ли часто Вы поощряете его? И, наконец, можно изменить задания в расписании. Есть ли задание, в выполнении которого он постоянно ошибается? Например, ребенок может постоянно делать ошибки, сортируя объекты по цветам, выполняя задания по обводке. Возможно, он стремится выстроить детали конструктора в ряд, а не собрать из них машинку. Если какое-либо задание постоянно выполняется неверно, его можно убрать из расписания и заменить новым.

       Наконец, надо проследить реакцию Вашего ребенка на помощь. Если он постоянно сопротивляется и капризничает, возможно,надо временно прекратить работу с расписанием и вернуться к обучению ребенка правильной реакции на прикосновение и физический контроль .

      Возможно, Вы уже испытываете недоумение, как можно одновременно выполнять все описанные действия. Вы должны полностью направлять ребенка своими руками; успевать поощрять его или предъявлять жетоны так, чтобы он их видел; помнить, какие из его реакций требуют дозированного направления, какие позволяют менять локализацию направляющих прикосновений, а какие действия ребенка требуют "теневого" контроля. Вы также должны быть готовы к коррекции ошибок.

         Обычно мы осваиваем весь этот репертуар действий через практику и при помощи обратной связи со стороны коллег. Удачи и неудачи ребенка подскажут Вам, как действовать на следующем занятии. Если Вы и Ваш супруг работаете вместе, Вы мо-жете помочь друг другу, наблюдая и комментируя эффективность использования обучающих методов в тех случаях, когда допускаются ошибки в обучении, или приемы используются недостаточно последовательно. Ваш партнер, как и Ваш ребенок, будет охотнее исправлять свои ошибки, если поощрений с Вашей стороны будет больше, чем замечаний.

       Иногда и родители, и педагоги замечают, что они случайно обучили ребенка неправильным действиям. Если это произошло. не стоит волноваться — научно обоснован тот факт, что поведение ребенка гибко и хорошо приспосабливается к внешней среде. Меняя приемы и методы, усиливая поощрение, заменяя Фотографии или материалы заданий, мы мажем исправить ошибку и помочь ребенку овладевать другими важными навыками.

       Последний шаг в помощи — устранение присутствия взрослого — часто бывает самым трудным. Нередко дети в этот мо-мент начинают делать ошибки или погружаться в стереотипии. Отсутствие взрослого — это главное испытание того, насколько мы преодолели проблему зависимости от помощи.

        Если возврат к предыдущей степени помощи не помогает добиться отсутствия ошибок, можно попробовать ряд альтернативных стратегий. Во-первых, можно вмешаться при первой ошибке и сразу ввести полный физический контроль за действиями ребенка до самого конца занятия. На следующем занятии можно начать снижать контроль, но все же будьте готовы снова вернуться к полному контролю в случае ошибки. Данные по освоению навыка помогут понять, правильна ли такая тактика. Если решение было принято верно, процент успешно вы-полненных компонентов за несколько занятий увеличится.

        Если такое введение полного контроля до конца занятия не приносит желаемых результатов, попробуйте действовать по -другому. Вмешайтесь при первой ошибке, уберите задание, закройте расписание и направьте ребенка к повторному выполнению всего расписания при Вашем полном контроле на протяжении всего занятия — Ваши руки постоянно находятся поверх рук ребенка, направляя его действия. На следующем занятии попробуйте снова начать снижение контроля, однако, если ошибка повторится, опять закройте расписание и начните все сначала.

        Еще один вариант, дающий ребенку понять, как Вы оцениваете его действия — это уменьшение количества жетонов, иногда этот прием называют «штрафом за ошибку». Забирайте жетон с доски каждый раз, когда ребенок действует неверно, и возвращайте его только после правильного действия. Если ошибки  повторяются на нескольких занятиях подряд, забирайте жетоны, не возвращая их, давая ребенку понять, что получить награду можно, только заработав все необходимые жетоны. Можно также совместить «штраф» с увеличением степени помощи, что описано выше.

       Если такая тактика неэффективна, вернитесь к более раним стадиям предоставления помощи (дозированное направление, изменение локализации контроля, «теневой» контроль), которые позволили освоить первые задания. Однако теперь уменьшайте степень Вашей помощи медленнее. Особенно важно замедлить процедуру увеличения дистанции. Иногда бывает необходимо увеличивать дистанцию по пятнадцать- двадцать сан-тиметров за каждое занятие. И хотя такое замедление потребует большего количества времени на освоение расписания, помните, что цена успеха — полная самостоятельность Вашего ребенка.

         При поиске способов решения возникающих проблем, ро-дителям и педагогам часто бывает полезно пересмотреть и свое собственное поведение. Не следует использовать словесные команды или жесты при обучении выполнению расписания. Все ошибки должны быть предотвращены своевременной помощью.

         При исправлении ошибок или штрафовании жетонами не следует проявлять эмоциональные реакции. Правильное поведение ребенка должно быть сразу вознаграждено угощением или жетоном. В конце расписания надо поощрять ребенка особой наградой или любимым занятием.

        Наконец, в решении проблем огромную роль играет сбор данных и построение графика. Эта информация подскажет Вам, смогли ли Вы помочь ребенку справиться с возникшими трудностями.

       Если ребенок настолько освоил расписание, что выполняет его без Вашей помощи (хотя Вы можете находиться в коридоре или в другом конце большой комнаты), наступило время нового расписания. Выполнение первого расписания не стоит прекращать продолжайте менять в нем последовательность фотографий и заданий.

       Иногда, для того, чтобы повысить интерес ребенка, можно убрать какое-либо задание и картинку из первого расписания и заменить их новыми. Через некоторое время задания из первого расписания можно будет использовать для построения другого («запасного») расписания, которое можно будет взять с собой для того, чтобы заниматься в гостях у бабушки, во время каникул или в тот период дня, когда Вы особенно заняты.

       Кроме создания новых расписаний на основе первого, попробуйте изменить место для занятий. Навык следования расписанию будет развиваться с каждым новым расписанием. Все родители аутичных детей перегружены многочисленными делами, поэтому при создании следующего расписания подумай те, какой полезный вклад в жизнь Вашей семьи может внести новое расписание.

         Если для Вас утро — это самый трудный период дня, подумайте о создании расписания, которое позволит ребенку быть самостоятельнее по утрам. Такое расписание может включать задания, освоив которые ребенок будет сам убирать свою тарелку и чашку после завтрака, самостоятельно сможет надеть куртку, взять портфель и игрушку и ждать, пока его не отвезут в школу.

Для более взрослого ребенка утреннее расписание может включать следующие задания: самостоятельно взять чашку и тарелку, насыпать кукурузные хлопья в тарелку, налить сок, съесть завтрак, убрать за собой посуду, положить школьный завтрак в портфель, положить портфель у двери и смотреть телевизор до тех, пока не придет школьный автобус. По мере того, как ребенок осваивает работу с расписаниями, Вы сможете решать, добавлять ли в расписание задания знакомые ребенку, или те, которые он никогда не выполнял. Если он еще не умеет класть школьный завтрак в портфель, сначала помогите ему в этом, используя физический контроль, затем постепенно уменьшите помощь. Хотя утро — это время, когда все очень заняты, надо проследить, чтобы школьный завтрак в конце концов оказался в портфеле. Когда ребенок научится выполнить все эти дела самостоятельно, Ваше утро будет проходить более спокой-ннно и размеренно.

      Некоторые аутичные дети проявляют сильное недовольство при изменении привычного семейного распорядка. Подумайте о том, чтобы разработать расписание, которое поможет Вашему ребенку привыкнуть к перемене. Начать можно с расписания, которое включает следующие фотографии: знакомую игру; надевание куртки и шапки; обращение к взрослому: "Пойдем".

       Затем ребенок может вместе с Вами взять почту из ящика, вер-нуться домой за угощением. Когда это расписание будет освоено, попробуйте заменить получение почты катанием на велосипеде, походом в магазин. Ребенок может вместе с Вами отвезти сестру в детский сад; встретить папу с работы на автобусной остановке или на станции. Цель — включать эти задания в расписание по очереди, когда это необходимо, чтобы учесть интересы всех членов семьи.

           Поначалу каждое новое расписание требует таких же усилий, как и первое. Но если Вы постоянно будете обучать ребенка следовать расписанию, это постепенно принесет значительную пользу Вашему ребенку и Вашей семье, и в дальнейшем он будет осваивать новые расписания гораздо быстрее.

          Некоторые занятия имеют неопределенную продолжительность. В то же время многие дети, уже освоившие расписания, не умеют определять время по часам. В течение какого времени ребенок должен смотреть телевизор, играть с машинкой, куклой или на компьютере?

        Многие дети, освоившие расписания, могут научиться ус-танавливать время на таймере, если мы будем обучать этому навыку в знакомом контексте расписания. Обычно для установки кухонного таймера требуется лишь нажать несколько кнопок, и ребенок сможет делать это самостоятельно, руководствуясь соответствующими картинками в расписании.

          Небольшие электронные таймеры можно купить в хозяй-ственных магазинах или универмагах. Особенно удобны таймеры с магнитом на обратной стороне, потому что их можно легко закрепить на планшете для жетонов. Такие таймеры, как правило, имеют разноцветные кнопки, поэтому возможно включить в расписание картинки, показывающие, в какой последовательности нажимать кнопки.

            Предположим, что наш пятилетний малыш, который еще не умеет читать, любит рассматривать книги с картинками, и мы решили добавить это занятие в его расписание. Мы заметили, что он обычно разглядывает картинки, не теряя интереса, в течение трех-пяти минут, и мы хотим обучить его устанавливать таймер на три минуты. Для этого требуется нажать один раз на кнопку «сброс», три раза на кнопку «минуты» и один раз на кнопку «старт».

             Мы помещаем в расписание изображение таймера, которое означает, что он должен взять таймер и поставить его рядом. Под таймером выделена черная кнопка сброса (которую ребенок нажмет один раз). Затем помещены три картинки с выделенной белой минутной кнопкой (нажать три раза) и одна картинка с красной кнопкой старта (нажать один раз). Если кнопки таймера одного цвета, можно сделать их разными при помощи самоклеящейся бумаги или цветного скотча.

          Обучение происходит в той же последовательности. Если ребенок первый раз видит в расписании новую картинку, мы помогаем ему (используя физический контроль)показать на фотографию таймера, взять его, положить на стол, показать на картинку о черной кнопкой, нажать ее; показать па картинку с белой кнопкой, нажать ее и т.д. Когда таймер зазвенит, мы сразу направляем ребенка, чтобы он убрал предметы или книжки, вернулся к расписанию, перевернул страницу и продолжил работу. Как и раньше, мы применяем способы уменьшения помощи: дозированное направление, изменение локализации физи-ческого контроля, «теневой» контроль и увеличение дистанции.

        Использование таймера значительно расширяет область воз-можных занятий для многих детей.

         Научившись пользоваться таймером, многие дети, даже те, у кого нет математических навыков, начинают хитрить. Они устанавливают таймер на меньшее время для нелюбимых занятий и на большее — для любимых. Такой обман означает, что пора дать детям свободу выбора. Для детей, умеющих читать, можно использовать письменную инструкцию «Установи таймер — время выбери сам». Для тех, кто не умеет читать, можно заменить пустым пространством изображение цифры на таймере в их расписании.

         Многие аутичные дети проявляют деструктивное поведение или погружается в стереотипии, если какое-либо занятие длится слишком долго. Обучая ребенка самостоятельно решать, в течение какого периода времени он будет чем-либо заниматься, не применяйте физический контроль, если он устанавливает таймер на адекватный промежуток времени. В том случае, если он пытается установить таймер либо на слишком большой, либо на слишком короткий промежуток времени, направьте руку ребенка. Например, если ребенок хочет посмотреть видеокассету с любимой передачей и для этого установил таймер на 15 минут, можно разрешить ему сделать это. Но если он пытается установить таймер на 50 минут, надо помочь ему своей рукой установить таймер на меньшее время.

        Мы стремимся к тому, чтобы дети сами устанавливали время для своих занятий. Однако в некоторых случаях продолжительность тех или иных видов деятельности определяется взрослым. Например, если ребенок должен 10 минут учиться печатать на компьютере, а он устанавливает таймер на 5 минут, воспользуйтесь процедурами коррекции ошибок, описанными в главах 4 и 6. Научиться самостоятельно делать выбор, конечно, важно, но научиться выполнять требования родителей и педагогов не менее важно.

           Научившись пользоваться таймером, ребенок легко может освоить приготовление еды в микроволновой печи. Многие дети любят готовить воздушную кукурузу, разогревать булочки в мик-роволновой печи. При подготовке подобных расписаний подробно напишите порядок действий. На страницах расписания расположите фотографии, обозначающие отдельные действия: взять пакет с кукурузой, ваять миску из шкафа, поместить пакет в микроволновую печь, нажать кнопки на панели, вынуть пакет по звонку таймера, высыпать готовую кукурузу в миску.

         Картинки, предназначенные для установления времени и режима, похожи на последовательность карт для таймера. Например, мы помещаем на разные страницы расписания картинки с кнопками «Время», «4», «Минуты» и «Старт». Если ребенок еще не различает цифры и буквы, наклейте цветные ярлычки на кнопки и соответствующим образам пометьте изображения в расписании.

        Освоив навыки с установкой таймера, некоторые дети на-учились выполнять более сложные задания по приготовлению пищи.

         После того, как Ваш ребенок научился использовать таймер, подумайте, как этот навык может быть использован в обычной семейной жизни. Если у Вас во дворе есть безопасная детская площадка для бега, катания на велосипеде или баскетбола, можно включить эти занятия в расписание. Если в Вашей семье используется компьютер, можно включить в расписание компьютерные игры (с помощью физического контроля дети быстро осваивают мышку, учатся закрывать и открывать любимые программы). Если Ваш ребенок готов целый день провести на диване перед телевизором, следует ограничить просмотр телепередач, используя расписание. Если Ваша дочка никак не хочет вылезать из ванной, пользуйтесь таймером, чтобы установить время окончания купания, и включите купание в ее домашнее расписание.

         Не забудьте научить ребенка устанавливать таймер на разное время. В гостях у бабушки у него может быть больше времени для просмотра телевизора, а если Вы ждете гостей, может потребоваться уменьшить время на купание и компьютер. Если мы будем постоянно менять продолжительность разных видов деятельности, ребенок постепенно привыкнет к этому и будет меньше сопротивляться изменениям, которые всегда возникают при появлении срочных семейных дел или событий.

           Умение находить себе занятия в свободное время часто вызывает трудности у аутичных детей. Если родители и педагоги не обеспечивают их занятиями, они часто погружаются в стереотипии или проявляют деструктивное поведение. Научить Вашего ребенка самостоятельно выбирать, чем заняться — важный шаг к продуктивному использованию свободного времени, и расписания могут помочь Вам в этом.

            Почти все дети могут научиться делать выбор, если мы найдем адекватные способы обучения. Первые расписания включают фотографии с изображением любимых лакомств, игрушек или занятий (покататься на спине у папы, сок, йогурт, мыльные пузыри и др.). Следующий шаг — обучение выбирать из двух возможных наград.

        Поместите изображения с возможными наградами на большую пластиковую доску или на плотный лист картона. Для этого выберите два знакомых ребенку изображения любимых занятий или лакомств, поместите их в пластиковые футляры и прикрепите с помощью "липучки" к доске. Поставьте эту "доску для выбора" на полку или на стол так, чтобы она находилась в поле зрения ребенка. .

         Затем добавьте в расписание пустую страницу, на которой нет ничего, кроме фрагмента "липучки". Как обычно, попросите ребенка выполнить расписание, но будьте готовы помочь ему. Когда он откроет пустую страницу, направьте его показать на кружок «липучки», подойти к «доске выбора», выбрать одну из двух фотографий, прикрепить ее к пустой странице расписания, а затем выполнить изображенное действие. По мере того, как он будет осваивать эти шаги, снижайте контроль с помощью описанных выше способов. Постепенно добавляйте на доску новые изображения любимых лакомств, игрушек или игр. По мере расширения выбора можно ежедневно менять картинки. Чередование картинок и добавление новых сделает «доску выбора» более интересной. Не забывайте использовать систему жетонов — на выбор вручайте жетон так же, как и за другие действия по выполнению расписания, а по окончании занятия обменяйте жетоны на особое дополнительное поощрение.

              Когда дети научились выбирать награду из нескольких альтернатив, можно переходить к обучению самостоятельно фор-мировать свое расписание. Мы, взрослые, всегда сами решаем, что делать сначала, а что — потом. Например, мы сначала выполняем необходимые домашние дела — стирка, обед, а потом занимаемся чем-то более интересным — звоним родственникам или идем за покупками. На работе мы тоже можем принять решение сначала просмотреть скучный отчет, а потом сделать что-нибудь более интересное. Иногда, наоборот, мы откладываем нелюбимые дела на самый конец: сначала повозимся с клумбой в саду, возьмем почту, потом просмотром газеты и журналы, поработаем в Интернете, и только потом помоем посуду и вынесем мусор. Эти решения влияют на то, насколько благополучной является наша повседневная жизнь.

         Таким же образом мы сможем повысить комфортность жизни ребенка с аутизмом, если научим его планировать свои занятия. Ребенок, умеющий выбирать поощрения с «доски выбора», может научиться выбирать и задания.

        Для освоения этого навыка перенесите изображения из рас-писания в новую папку другого цвета и прикрепите их липучкой к внутренней стороне обложек папки. В расписание добавьте одну-две страницы для поощрений. Если Ваш ребенок умеет читать, на новых страницах можно написать «мой выбор». Если нет, поместите на этих страницах фотографии «доски выбора».

          Используйте те же этапы помощи — дозированное направление, изменение локализации физического контроля, "теневой" контроль и увеличение дистанции. Вам необходимо научить ребенка при открывании пустой страницы расписания брать новую папку, выбирать одно из изображений, помещать его на пустую страницу расписания, выполнять задание, убирать предметы, переворачивать страницу расписания, снова открывать новую папку, выбирать следующее задание и так далее. Когда ребенок делает выбор задания из новой папки, применяйте минимальную степень помощи, необходимую только для того, чтобы избежать ошибок. Уменьшение помощи позволит ребенку сделать самостоятельный выбор.

         Количество страниц для выбора награды должно соответ-ствовать тому, насколько сформированы навыки следования расписанию. Если расписание состоит из семи заданий, можно предоставить возможность для выбора поощрения на третьей и седьмой страницах. Обучение необходимо продолжать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно устанавливать последовательность заданий. Во время выполнения расписания продолжайте поощрять ребенка жетонами, которые после выполнения расписания будут обмениваться на особую награду.

         Если Ваш ребенок научился планировать последовательность  своих занятий и выбирать себе поощрение из нескольких альтернатив, можно научить его самостоятельно награждать себя жетонами. Для того чтобы достичь этой цели, закрепите жетоны или монеты внизу каждой страницы расписания. Затем научите его выполнять задание, убирать его на место, брать жетон со страницы и закреплять его на доске для жетонов, затем переворачивать страницу расписания. Научите ребенка подходить к взрослому, когда все жетоны получены, показывать доску с
жетонами и обменивать их на поощрение.

         Если ребенок пытается хитрить (берет жетоны, не выполнив задание или выполнив его неправильной воспользуйтесь приемами коррекции, описанными выше. Заберите не заработанный жетон и направьте ребенка на выполнение расписания.

           По мере того, как Ваш ребенок становится всё более опытным в работе с расписаниями, расширяйте выбор заданий в папке заданий и выбор наград на «доске выбора». Сокращайте количество страниц с жетонами, помещая их сначала на каждой второй, потом на каждой третьей странице и так далее График по навыку следования расписанию, который Вы ведете, поможет Вам решить, когда переходить к следующему этапу.

          Некоторые аутичные дети быстро осваивают навыки чтения, однако многим необходимы специально построенные программы (например, Edmark Reading Program, 1992). Некоторые дети быстро схватывают взаимосвязь между написанным и произнесенным словом в результате обучения в естественной ситуации (MacGee, Krantz, McClannahan, 1988). С другими приходится изучать слова, написанные на карточках, при помощи методики «отдельных попыток». Хотя многие дети научаются следовать расписанию до того, как начинают читать, важно со временем видоизменить расписания так, чтобы они отражали новые освоенные ребенком навыки. Умение читать позволит сделать расписание ребенка более похожим на те, которые используем мы.

            После того, как у ребенка появятся первые навыки чтения, изученные слова можно добавить к фотографиям в расписание. Затем можно заменить фотографии словами, чтобы ребенок ориентировался не на картинки, а на текстовые стимулы. На "доске выбора" текст был представлен одновременно с фотографиями. Позднее надписи полностью заменили фотографии, и ребенок продолжал выпол нять задания, обозначенные этими надписями.

            Для того чтобы перейти к письменным расписаниям, некоторым аутичным детям требуются специальные, подробно разработанные упражнения. Предположим, что ребенок любит маленькие шоколадки «Mounds». Фотография этой шоколадки включена в его расписание. Первым шагом в переходе от изображения к тексту будет замена цветного изображения черно-белым (например, фотокопия обертки от шоколадки). Следующие шаги бу-дут такими: обрезать верхнюю и нижнюю части обертки, обрезать боковые части обертки, убрать все лишние надписи на обертке, убрать линию под названием. Теперь оста-лось только название шоколада, которое выглядит так же, как на обертке. Если у Вас есть компьютер, можно поэкспериментировать с разными видами и размерами шрифта, чтобы сделать постепенным переход от надписи на шоколадке к тексту обычного формата. Если компьютера нет, можно достичь того же результата, постепенно уменьшая размер надписи. Конечно, переходить к следующему шагу можно только тогда, когда ребенок освоил предыдущий и не делает ошибок. Если он нуждается в помощи или неверно выполняет задание (берет не тот предмет), надо вернуться к предыдущему шагу и дать ребенку возможность лучше освоить его.

Процедура, описанная в предыдущем абзаце, называется «постепенное изменение стимула». При разработке программ по постепенному изменению интенсивности стимула важно опре-делить, какие из стимулов важны для адекватной реакции, а какие нет. Существенные стимулы убирать нельзя, поскольку именно они воздействуют на наше поведение и поведение большинства людей в обществе. В нашем примере цвет и размер были несущественными стимулами, потому что они не имели отношения к самому названию шоколадки и никак не могли помочь ребенку прочитать слово в обычном виде, когда оно по-явится на «доске для выбора» или в расписании. Само же назва-ние шоколадки было важным стимулом. Детально продуманные программы уменьшения интенсивности стимулов помогают ребенку сделать меньше ошибок и быстрее освоить навыки.

                  Краткие методические рекомендации  

по обучению самостоятельности поведения детей с синдромом   аутизма с помощью расписания

1. При обучении следовать расписаниям используется способ постепенного уменьшения помощи (а именно, физического контроля). Постепенное уменьшение помощи мы называем дозированным направлением.

2.  Помогите на первоначальном этапе ребенку выполнить задание, обозначенное в расписании. Способ предъявления помощи последовательности "от  большей — к меньшей".

3. Основное правило во время обучения расписаниям — сохранять молчание. Не говорите с ребенком во время выполнения расписания, если этого не требует задание на социальное взаимодействие.

4.  Еще один запрет: не жестикулируйте

5. Чаще поощряйте ребенка. Если в качестве награды Вы используете угощение, давайте его из-за спины ребенка При работе со многими детьми, осваивающими новое расписание, используется система жетонов.

6. Необходимо следить, чтобы Вы не находились между ребенком и расписанием или заданиями

7. Обучение следовать расписанию начинается с полного физического контроля — Ваши руки всегда находятся поверх рук ребенка, направляя его действия. Изменение локализации физического контроля означает, что обучающий меняет расположение своих рук во время физической помощи, уменьшая степень последней.

8. Все дети совершают ошибки, осваивая расписания. Проявляйте выдержку и терпение.

9. Главная стратегия при работе с ошибками — возврат к предыдущему уровню помощи. Надо проследить реакцию Вашего ребенка на помощь. Если он постоянно сопротивляется и капризничает, возможно, надо временно прекратить работу с расписанием и вернуться к обучению ребенка правильной реакции на прикосновение и физический контроль .

10. Удачи и неудачи ребенка подскажут Вам, как действовать на следующем занятии.

11. Последний шаг в помощи — устранение присутствия взрослого — часто бывает самым трудным.

12. При поиске способов решения возникающих проблем родителям и педагогам часто бывает полезно пересмотреть и свое собственное поведение.

 Любите Вашего ребенка!

 

Выводы по II главе:

В качестве основных поведенческих проблем аутичных детей традиционно рассматриваются страхи, агрессия, самоагрессия, влечения, непреодолимая стереотипность и др.

Аутичный ребенок –это ребенок с особыми потребностями в обучении,  научить такого ребенка навыкам самообслуживания  очень кропотливая и важная  работа.  Вовлечения ребенка – аутиста в учебную деятельность – сложная задача, решить которую, во – многом,  способно помочь правильно сформированное и оформленное расписание. Расписание для детей - аутистов  - это серия картинок или надписей, которые направляют к выполнению определенной последовательности действий. Расписание может иметь различные формы, но изначально оно чаще всего выглядит так; альбом (или папка

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Баенская Е.Р. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением эмоциональною развития (РДА)./Специальная дошкольная педагогика. Учебн.. глава /под. ред. Е.А. Стребеленой. М.: Академия. 2001. - С. 220-255
  2. Баенская Е. Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. - М.: Полиграф, 2001
  3. Башина В.И. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999.
  4. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение 1 //«Дефектология», I997, №2. С.31-40.
  5. Веденина М.Ю., Окунееа О.Н. Использование поведенческой терапии аутичныч детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение 2 //«Дефектология», 1997. №3. С. 15-20.
  6. Веденина М.Ю. Общис трудности бытовой адаптации аутичных детей. // Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков. - М.: Добро, 1998. С. 9-50.
  7. Веденина М.Ю., Костин И. А. Опыт использования облегченной коммуникации со взрослым аутичиым пациентом.//«Дефектология», 2003. №6.
  8. Гилберт К, Питере Т. Аутизм. Медицинское и педагогиеское воздействие. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  9. Гроидин Т.. Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Пер. с англ. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  10. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений/ Составитель Л.М.Шипицына - С-Пб: Издательство «Дидактика плюс», 2001
  11. Дилигенский Н.Г. Слово сквозь безмолвие. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
  12. Каган В. Е. Аутизм у детей. -Л.: Медицина, 1981.
  13. Каган В.Е.   Неконтактный ребенок. - Л.; Медицина, 1989
  14. Костин И.А. Организация перцептивной информации у подростков и юношей страдающих аутизмом //«Дефектология». 1997. N I. С. 27-35.
  15. Костин И.А. Работа по развитию социально-бытовых навыков аутичных подростков и юношей //«Дефектология», 1981, № 2. С.52-59.
  16. Костин И.А. Клуб подростков и взрослых с последствиями раннего детского аутизма //«Дефектология», 2000, №> 4. С.63-70.
  17. Лебединская К. С, Лукашова И.Д., Немировская СВ. Клиническая характеристика синдрома раннего детского аутизма./ С-Пб. Ранний детский аутизм. Под ред. Т.А. Власовой. В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. - М.: НИИД АПН СССР, 1981
  18. Лебединская КС, Никольская О.С Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 1. //«Дефектология», 1987. № 6. С-Пб.: С. 10-16.
  19. Лебединская К С, Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 2. //«Дефектология», 1988
  20. Лебединская КС, Никольская О.С, Баенская ЕР., Либлинг М.М. и др.  Дети с нарушением общения. - М.: Просвещение, 1989.
  21. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. -М.: Просвещение, 1991.
  22. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд. Моск. ун-та. 1985.
  23. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза. /Психология аномального ребенка. Хрестоматия/Под ред. В.В.Лебединско, М.К. Бардышевской. Т.2. - М: «ЧеРо», 2002
  24. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасге и их коррекция. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1990.
  25. Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (начало). //Дефектология,1997, №4. С. 80-86.
  26. Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (про¬должение) // «Дефектология», 1998, № 1. С. 69 - 80.
  27. Манелис И.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологическис механизмы.// Школа здоровья, 1999,Т. 6. №№ 2, 3.
  28. Никольская О.С Ребенок с аутизмом в обычной школе. // «Школьный психолог», приложение к газете «Первое сентября» 2002, №№ 7-9, 11.
  29. Никольская О.С. Баенская Е.Р.. Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 1997.
  30. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М.: Теревинф. 2003.
  31. Питере Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  32. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
  33. Осорина М.Б. Секретный мир детей. -С-Пб.: Питер, 1999.
  34. РемсишидтХ. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. - М.Медицина, 2003.
Конструктор сайтов - uCoz