БРОДЯЖНИЧЕСТВО КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Гринглаз Марина Игоревна, Ларина Ирина Владимировна,

Кириченко Полина Владимировна, Мешайкина Виолетта Леонидовна

 Статья опубликована в сборнике материалов IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Феноменология и профилактика девиантного поведения»       

Октябрь 2010 года

 

     Постоянный рост напряженности в социальной жизни нашего общества в последние годы, обусловленный неблагополучным экономическим положением, социально-демографическими, психологическими и криминальными факторами, вызвал значительное увеличение количества детей и подростков с нарушениями социальных норм поведения. Ежегодно увеличивается количество детей и подростков, совершающих самовольные уходы из дома, детских учреждений и ведущих бродячий образ жизни.

     По оценкам МВД РФ за 2010 год, «в последнее время число беспризорников возрастает, и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, т. е. 2 из 100 детей в России — беспризорники».

     Бродяжничество как проявление патохарактерологических и иных видов личностных расстройств выражается в периодически возникающей потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах и к установлению партнёрских отношений, в отсутствии мотивации достижения, в отчётливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т.п. Данный синдром встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но наиболее часто в препубертатном возрасте преимущественно у мальчиков.

     Существуют этапы  формирования данного процесса.

     Первый этап, часто кратковременный, - начало уходов из дома – обычно является реакцией на внешний раздражитель и выражается в психологически понятных ситуационно обусловленных уходах. Несовершеннолетний уходит из дома во время ссоры родителей или после физического наказания за какой-либо проступок; слоняется по улицам в тот день, когда предстоит урок учителя, с которым установились конфликтные отношения; уходит из школы, где у него не установились товарищеские отношения.

     Второй этап характеризуется уже привычными, фиксированными уходами, мотивы которых не сразу понятны и психологически не всегда объяснимы. На этом этапе уходы учащаются и возникают по незначительному поводу (небольшое замечание, плохо подготовленное домашнее задание и т.п.). В происхождении уходов на данном этапе несомненна роль патологически повышенных влечений.

     Во многих случаях вслед за описанным этапом наступает период обратного развития синдрома ухода и бродяжничества, во время которого уходы становятся более редкими, менее продолжительными, замещаются кратковременными обоснованными отлучками.  

     Значительно реже наступает третий этап, когда уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными, ребёнок или подросток не в силах им противостоять, то есть этот этап – истинно патологический. Начало третьего этапа обычно характеризуется нарастанием количества и длительности уходов. Характерная данному этапу склонность к бродяжничеству, сохраняется и в зрелом возрасте.

     Как показывают исследования ряда авторов (М.И. Лапидес, Е.А.Коссова, Ф.И. Иванова, С.А. Каспарова), проявления этапа формирования данного синдрома психопатологически различны и обнаруживают зависимость от индивидуальных особенностей личности, факторов микросоциальной среды и нозологической принадлежности синдрома.

     В связи с этим бродяжничество стоит рассматривать с медицинской, психологической и социальной точек зрения.

     В клинико-нозологическом отношении синдром уходов и бродяжничества встречается наиболее часто при психогенных патохарактерологических формированиях личности, реже при психопатиях в стадии становления и при психопатоподобных состояниях резидуально-органического происхождения. У детей и подростков с патохарактерологическими формированиями личности синдром уходов и бродяжничества возникает реактивно. Динамика синдрома чаще благоприятная в клиническом отношении, хотя нередко присоединяется микросоциально-педагогическая запущенность.

     В случае формирующейся ядерной или органической психопатии неустойчивого типа бродяжничество возникает в связи с повышенной «сенсорной жаждой» и стремлением к приключениям, быстрее, чем в предыдущей группе, приобретают привычный, фиксированный характер и обычно сочетаются с другими нарушениями влечений (повышенный аппетит, жажда, сексуальность).

     При шизофрении бродяжничество, помимо возникновения на фоне эмоциональной холодности и стереотипности поведения, характеризуется наличием аутизма, отгороженности, «разлаженного», а иногда и нелепого поведения.

     Синдром уходов и бродяжничества нередко возникает у детей и подростков – олигофренов с неглубокой степенью умственной отсталости. В этом случае первые уходы обычно либо связаны с боязнью нового, страхом перед трудностями, либо обусловлены имитацией поведения интеллектуально полноценных детей и подростков в связи с повышенной внушаемостью и подчиняемостью. Поэтому умственно отсталые дети вначале совершают уходы не в одиночку, а вместе с другими детьми. Однако со временем уходы и бродяжничество также приобретают привычный характер, а в дальнейшем могут становиться неодолимыми, импульсивными.

     Психологический аспект данной проблемы: у обидчивых детей и подростков с чертами повышенной тормозимости в характере, первые уходы в большинстве случаев связаны либо со сверхценными переживаниями обиды, ущемлённого самолюбия и являются формой проявления реакции протеста, либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.

Начальные уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально-волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учёбой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни более трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой школы, появлением нового, более требовательного педагога и т.п. В данном случае прогулы и уходы из школы следует отличать от отказа посещать школу (табл.1).

Таблица 1. Дифференциальная диагностика: прогул – отказ посещать школу.

 

Прогулы

Отказ посещать школу

Доминирующий возраст

Средняя и высшая ступень

Начальная школа

Школьные достижения

Низкие

От средних до высоких

Поведение в школе

Пассивность  или баловство

Норма или пугливость

Семейные отношения

Слабая связь или социальные проблемы

Сильная связь, тревога родителей, чрезмерная опека

Отношение ребенка к проблеме

Небрежное

Хочет ходить в школу, страх расставания

Отношение родителей

Трудность вовлечения в проблему

Высокая вовлеченность в проблему

 

     У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера, первые проявления бродяжничества могут быть выражением свойственных данному возрасту личностных реакций эмансипации, в основе которых лежит стремление освободиться от излишней опеки родителей и педагогов, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие. Данные варианты уходов можно назвать реактивными.

     Другой тип бродяжничества, который чаще наблюдается у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений, тесно связан с «сенсорной жаждой», т.е. особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные детям препубертатного возраста и подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае дети и подростки нередко убегают из дома вдвоём или небольшой группой, могут уезжать на далёкое расстояние с целью попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.

     В рамках социального подхода проблема бродяжничества несовершеннолетних является одним из вариантов компенсаторного поведения в конфликтной ситуации, неадекватной реакцией на неблагополучную обстановку воспитания в семье, школе. При этом побег из дома следует рассматривать не просто как бегство из семьи, где назрел конфликт, а как приобщение к «уличному племени», где есть свои нравы, обычаи, привычки, нормы и закономерности поведения. С таким перемещением связано усвоение новых норм, ценностей: подросток меняет субъектов идентификации, меняется её нравственное и правовое сознание».

     Обращает на себя внимание склонность к бродяжничеству в социально совершенно благополучных семьях. Э. Эриксон отмечает, «…степень доверия, определяемая самым ранним детским опытом, по-видимому, не зависит от абсолютного количества еды или демонстрацией любви, а зависит от качества связей ребёнка с матерью». Дефицит эмоциональной близости у ребенка с родителями трансформируется в отчуждение и полную изоляцию. Свои потребности в тёплом и неформальном общении с родителями он начинает удовлетворять в неформальном общении со сверстниками, что создаёт условия для формирования асоциального и антисоциального поведения.

     Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:

Лёгкая:

-  не более чем на 7 дней 1 раз в месяц;

-  ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы;

- критика частичная, нет противоправных действий, нет аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности.

Средняя:

- уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;

- попрошайничество, жизнь в подвалах, на чердаках;

-противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях развития (психопатиях), умственной отсталости.

Тяжёлая:

- уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев;

-асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность;

- невозможность контролировать своё поведение – встречается при психических заболеваниях.

     В Краснодарском крае выстроена четкая вертикаль профилактической работы по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Функционирует краевая комиссия, муниципальные комиссии, советы по профилактике правонарушений в населенных пунктах.

     В городе Армавире работа по профилактике безнадзорности и правонарушениий несовершеннолетних проводится в соответствии с Федеральным законом от 24.06.99г. № 120 — ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и законом Краснодарского края от 21.07.08г. № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» во взаимодействии управления образования с управлением внутренних дел, управлением госнаркоконтроля, управлением здравоохранения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города, отделом по делам молодежи, отделом культуры, отделом физкультуры и спорта администрации города.

     Решая данную проблему, необходимо учитывать все вышеуказанные причины бродяжничества как фомы девиантного поведения, проводить точный психолого-медико-педагогический анализ природы данного расстройства: уровень интеллектуального развития ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, особенности его эмоционально-волевой сферы. а также социальный статус семьи.

     Работающий в городе Армавире «Центр диагностики и консультирования» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, проводит высококвалифицированные консультации для родителей, работников образовательных учреждений, ПМП консилиумов по уточнению диагноза, опрелелению четкого образовательного маршрута ребенка с выдачей рекомендаций по данной проблеме. Центр готов к сотрудничеству с межведомственными комиссиями в целях профилактики и преодоления безнадзорности и правонарушений детей и подростков города Армавира.

 

Библиографический список

1.Буянов М.И.Ребенок из неблагополучной семьи. М.: «Просвещение»,1988.

2.Гиллберг К. И Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста. М.: «Гэотар-Мед», 2004.

3.Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Издательский дом «Питер», 2004.

 

 

Конструктор сайтов - uCoz